Всем привет!
Если Вы уже прочитали статью Жёсткий диск: взгляд изнутри , то этот фото-отчёт будет неплохим дополнением. Во-первых, в статью не вошли все фотографии, а здесь полный комплект с описанием. Во-вторых, при подготовке этого отчёта, а особенно при составлении описаний к фотографиям, вспомнились многие моменты и детали, которых нет в статье. Эти детали относятся непосредственно к конструкции жёсткого диска и будут интересны тем, кто интересуется разборкой жёсткого диска или ремонтом винчестеров.
Исходный «хард», лицевая сторона (верх)
Жёсткий диск собран на винтах «под звёздочку», тут нужна специальная отвёртка с сечением звезды, в данном случае шестигранной.
Наш подопытный имеет самый популярный интерфейс подключения жёстких дисков — SATA (хотя, для наших опытов это не имеет значения).
Жёсткий диск, после того, как он побывал в руках маленького ребёнка. Результат: оборван шлейф питания двигателя, механические повреждения платы. Итог: жёсткий диск на 100% выведен из строя.
Как выяснилось, под заводской наклейкой производитель поместил дополнительный крепёж — еще один винт «под звезду» (долго соображал, почему крышка не снимается).
Наконец-то крышка снята! Красота неописуемая. Похоже на какой-то ультра-современный проигрыватель. Всё блестит и сверкает. Даже жалко ковырять дальше (в отражении — физиономия автора).
Сфоткал еще с разных ракурсов, чтобы всё было видно в деталях. Кстати, в статье забыл сказать, а сейчас увидел: слева внизу в корпусе есть специальный кармашек, куда заложен пакетик с силика-гелем для поддержания уровня влажности внутри корпуса жёсткого диска.
Ещё один общий план для наглядности.
Штанга с пишущими (считывающими) головками. Штанга крепится на втулке. Хвост её прячется под мощным постоянным магнитом. Снизу еще один такой же магнит. Таким образом «хвост» штанги находится в магнитном поле двух постоянных магнитов.
Вот он — верхний постоянный магнит. Обычная металлическая пластина, но очень сильно намагниченная. Кстати, я уже придумал ей применение. Когда разбираешь оборудование, где есть мелкие винты (ноутбук, планшет), то таким магнитом удобно их вытаскивать из канала после выкручивания (для этого обычно магнитят кончик отвертки, но бывает, что он не намагничен). Возможно как-нибудь позже статью напишу «как намагнитить отвертку».
Хвост штанги представляет собой катушку, на которую подается электрический ток, то есть — электромагнит. При взаимодействии полей электромагнитной катушки и постоянных магнитов штанга приходит в движение. В зависимости от напряжения и интенсивности его подачи (частоты) штанга отклоняется с различной скоростью на определённый угол.
Контактная пластина, соединяющая штангу с головками и контроллер на основной плате. Довольно сложное устройство, поскольку по одному шлейфу идет полностью управление движением штанги, передача данных с дисков в память (при считывании), из памяти на головки (при записи), а так же прочие команды управления (например на стирание информации или перенос её отдельных частей). Если ещё учесть, что пишущих (считывающих) головок аж четыре штуки… в общем, сложная система передачи данных и управления.
На этом фото видно, что один из дисков снят со шпинделя. Под ним находится ещё один диск. Каждый из дисков отделяется от другого металлическим кольцом, а также алюминиевой переборкой, которая правильно называется «сепаратор». Сепаратор (разделитель) — довольно интересное инженерное решение, призванное распределять и уравновешивать потоки воздуха, возникающие при вращении дисков.
Один из дисков, вынутых из «харда» и крепление со шпинделя (надевается плотно поверх дисков и затягивается винтами с шести сторон).
Алюминиевый сепаратор. Диски внутри вращаются с огромной скоростью в несколько тысяч оборотов в минуту, в зависимости от модели и производителя. При этом возникают сильные потоки воздуха, которые не дают пишущим/считывающим головкам касаться дисков (процесс чтения/записи происходит на некотором расстоянии в несколько нм). Сепаратор призван уравновешивать воздушные потоки для улучшения аэродинамики. Конструкция головок и сепаратора специально рассчитана с учётом этих воздушных потоков.
Жесткий диск со снятыми со шпинделя дисками.
Шлейф, который питает и управляет двигателем жесткого диска, безжалостно вырван. Из этого можно сделать вывод, что этот жёсткий диск восстановлению уже не подлежит.
Снятая с оси штанга с головками и шлейф с контактной пластиной.
Штанга в профиль. Хорошо видно, что она имеет четыре головки на конце. Один из контроллеров управления находится непосредственно на штанге.
Плата блока управления — мозг жёсткого диска. Здесь все контроллеры управления механикой, микропроцессор, кэш памяти, чип ПЗУ с прошитыми в него всеми параметрами устройства, начиная от производителя, № партии, даты и заканчивая техническими параметрами…
Два постоянных магнита, между которыми движется «хвост» штанги с головками. Не знаю зачем сфоткал, просто чтоб было.